Известные гладиаторы. Гладиаторы Рима – история римских бойцов и имена лучших В каком веке были гладиаторы

Были характерной чертой древнеримского образа жизни. Их основными участниками выступали профессиональные бойцы, обученные сражаться друг с другом различными видами оружия. Снаряжение гладиаторов отличалось разнообразием и первоначально соответствовало особенностям вооружения различных противников римлян.

Со временем сформировалось несколько основных типов гладиаторского вооружения. Предлагаем познакомиться с ними поближе в новом интерактивном спецпроекте Warspot.

Чтобы получить подробные сведения об экипировке того или иного воина, наведите курсор на название гладиатора и щёлкните по нему . Кроме того, под иллюстрацией находится дополнительная информация о тех деталях снаряжения, которые использовались гладиаторами всех типов.


Гопломах


Гопломах - греческое название, обозначающее тяжеловооружённого бойца. Возможно, такой тип гладиаторского вооружения появился в I–II веках н. э. вместо более раннего самнита. Гопломах сражался в тяжёлом вооружении, которое включало закрытый шлем с широкими полями и высоким гребнем, наручь из бронзовых пластин или стёганой ткани на правой руке, высокие бронзовые поножи и набедренники из мягкой ткани на обеих ногах. В бою гопломах прикрывался небольшим бронзовым щитом круглой формы и старался поразить своего противника копьём. Возможно, в качестве дополнительного оружия он также имел меч или кинжал.

Бронзовая статуэтка гопломаха. Античное собрание, Берлин

Основными противниками гопломахов выступали вооружённые сходным образом мурмиллоны или фракийцы. Копьё позволяло гопломаху поразить своего противника на дистанции, превышавшей длину вражеского оружия. С другой стороны, небольшие размеры щита не обеспечивали ему надёжной защиты в обороне и в ближнем бою. Он также не мог теснить своего противника большим щитом, как это делал мурмиллон. В схватке гопломах должен был придерживаться агрессивной, наступательной тактики, навязывая своему противнику темп и дистанцию боя.

Щит гопломаха

На изображениях гладиаторов гопломах, как правило, вооружён бронзовым щитом круглой формы, напоминающим щиты греческих гоплитов или македонских фалангитов эллинистической эпохи. Несколько таких щитов было найдено при раскопках, и сегодня они хранятся в музеях и ряде частных коллекций.


Изображённый на этой фотографии экземпляр щита из гладиаторской школы в Помпеях имеет диаметр 37 см и весит 1,6 кг. Он представляет собой бронзовую облицовку, крепившуюся на не сохранившейся деревянной основе. Лицевая поверхность щита и обод украшены чеканными узорами в форме нескольких гирлянд серебряных листьев. В центре находится круглая серебряная пластина с изображением лица Горгоны Медузы. Роскошь украшений отнюдь не обязательно свидетельствует, что перед нами экземпляр, предназначенный лишь для демонстрации.

Небольшие размеры щита совершенно не сковывают движения воина, однако при этом ограничивают предоставляемую им защитную функцию. Гладиатор, вооружённый таким щитом, неизбежно проигрывал в ближнем бою и потому должен был держать своего противника на расстоянии.

Поножи гопломаха и фракийца

Секуторы, мурмиллоны и провокаторы, использовавшие большой прямоугольный щит, как правило, носили лишь одну короткую поножь на левой ноге, которая выставлялась вперёд в боевой стойке. Гопломахи и фракийцы, вооружавшиеся щитами небольшого размера, должны были компенсировать его недостаточные защитные свойства при помощи дополнительных элементов снаряжения, прежде всего набедренников и поножей. На рельефах и изображениях они обычно носят пару поножей на обеих ногах, причём их длина достигает примерно середины бёдер.

Этим изображениям соответствуют 10 бронзовых поножей, найденных при раскопках гладиаторской школы в Помпеях. Их длина варьировалась от 48 до 58 см. Верхняя часть поножей делалась в форме широкого раструба, слегка выгнутого наружу. Диаметр свидетельствует о том, что поножи носились поверх толстой обвязки из простёганной ткани. На ноге они закреплялись при помощи ремня, пропущенного через три пары колец. Все поножи были роскошно украшены чеканным рельефом, символическими изображениями и гравированным орнаментом.

Секутор


Секутор, или «преследователь», - тяжеловооружённый боец, который впервые упоминается в источниках около 50 года н. э. Его защитное снаряжение включало полностью закрытый шлем без козырька или полей, наручь из мягкой набивной ткани на правой руке и укороченную поножь на левой ноге. Большой прямоугольный щит секутора по форме напоминал щит, который носили римские легионеры. Вооружался он коротким прямым мечом. Общий вес снаряжения секутора составлял 15–18 кг.

По своему снаряжению секутор напоминал галла или мурмиллона, от которого он, должно быть, и происходит. Главное различие между ними состояло в противнике, с которым этим бойцам приходилось встречаться на арене. Для секутора таким постоянным противником были легковооружённые ретиарии, в то время как мурмиллон обычно сражался с другими тяжеловооружёнными гладиаторами - гопломахами и фракийцами. Даже шлем особой конструкции, который отличает секутора от мурмиллона, а также близкого ему по вооружению провокатора, был специально предназначен для борьбы с ретиарием. Будучи практически лишённым выступающих частей, этот шлем позволял секутору легче сбрасывать с себя сеть противника.

Секутор и ретиарий

Большой щит и прочее снаряжение позволяли секутору не бояться атак, но одновременно ограничивали бойца своей тяжестью и сковывали его движения. Чтобы поразить своего противника коротким мечом, секутору приходилось сближаться с ним практически вплотную. Ретиарий, гораздо более лёгкий и подвижный в сравнении со своим противником, в свою очередь, стремился измотать его ложными нападениями. Таким образом, итог боя между ними решали хладнокровие и выносливость бойца.

В качестве секутора на арене сражался император Коммод, правивший в 180–192 годах.

Шлем секутора


К шлемам, принадлежавшим секуторам, относятся закрытые боевые наголовья без полей, с высоким гребнем на вершине купола. Конструктивно они напоминают шлемы, которые в это же время носили провокаторы, однако отличаются от них более простым дизайном, а также минимальным количеством выступающих деталей, за которые могла бы зацепиться сеть ретиария, традиционного противника секутора.

Купол шлема выкован из одного куска бронзы или железа и снабжён широким назатыльником, который обеспечивает защиту шеи и верхней части плеч. Забрало шлема представляет собой два больших нащёчника, подвешенные на боковых шарнирах к нижней части обода. Спереди место стыковки обоих нащёчников защищалось вертикальной пластиной-штифтом. Глазные прорези представляют собой два ничем не защищённых узких круглых отверстия, которые сильно ограничивают угол обзора. К недостаткам шлема относится отсутствие отверстий для ушей, что обрекало его обладателя на почти полную глухоту. Кроме того, плохой воздухообмен и значительный вес позволяли носить шлем лишь в течение очень ограниченного времени.

Щит секутора, мурмиллона и провокатора

scutum ), подобным тем, которые в I веке носили римские легионеры . Судя по соотношению с фигурами воинов на мозаиках и фресках, размеры щита составляли примерно 1 м в длину и 0,5 м в ширину. Основу щита изготавливали из трёх слоёв тонких деревянных планок, проклеенных под прямым углом друг к другу. Толщина дерева в центре щита была около 6 мм и уменьшалась к краям для облегчения его веса. С наружной стороны щит покрывался кожей и богато расписывался геометрическими узорами и фигурами. Края сверху и снизу обивались бронзовыми обоймами, чтобы дерево не щербилось от ударов. Щит держали кистью руки за поперечную рукоять, проходившую через центр. Вес современной реконструкции такого щита составляет примерно 7,5 кг.

Щит обеспечивал бойцу надёжную защиту корпуса, но при этом значительно ограничивал его подвижность. В бою с более легко вооружённым гладиатором это обстоятельство определённо отдавало инициативу противнику.

Поножи секутора, мурмиллона и провокатора

Поножи (ocrea ) являлись частью защитного доспеха, прикрывавшего ногу от колена до подъёма стопы, т. е. ту её часть, которая не была обычно закрыта щитом. Их изготавливали из бронзы, отбивая металлический лист по выпуклой матрице так, чтобы он приобрёл форму голени. Надевали поножи поверх мягких обвязок из набитой ткани. Диаметр археологических находок свидетельствует о значительной толщине мягкой прокладки. Чтобы поножи плотно сидели на ноге, их фиксировали при помощи ремней, которые пропускали через две или три пары колец, с каждой стороны прикреплявшихся к краям поножи.

Количество поножей и их вид строго регламентировались в каждом типе гладиаторского снаряжения. Секуторы, мирмиллоны и провокаторы, как правило, изображаются лишь с одной короткой поножей, которую они носят на левой ноге. При раскопках в Помпеях были найдены 9 таких поножей, длина которых варьировалась от 28 до 35 см. Все поножи за исключением одной были роскошно украшены фигурными чеканными изображениями и гравированным орнаментом.

Меч секутора, мурмиллона и провокатора

Меч (gladius ) был основным оружием гладиаторов, от которого те и получили своё имя. Судя по рельефам и мозаичным изображениям I века до н. э. - I века н. э. это было то же оружие, которое носили римские легионеры. Оно представляло собой прямой обоюдоострый клинок длиной 60–65 см и шириной около 4 см, с параллельными лезвиями, переходящими в длинное и тонкое остриё, одинаково хорошо подходящее как для нанесения рубящих ударов, так и для уколов. Тяжёлая рукоять, которая вытачивалась из дерева и слоновой кости, сдвигала баланс оружия к его нижней части, что позволяло бойцу наносить хорошо нацеленные колющие удары, быстро менять направление атаки, делать финты и т. д.

Судя по изображениям I–III веков, в это время длина меча сильно сокращается, что затрудняет его практическое применение, но в то же время затягивает поединок и повышает его зрелищный компонент. При раскопках гладиаторской школы в Помпеях были найдены три меча с клинком лавролистной формы и рукоятью из слоновой кости. Длина клинка всех трёх экземпляров варьируется от 20 до 30 см.

Ретиарий


Ретиарии впервые появились на арене в начале I веке н.э. Они представляли собой типаж легковооружёноого бойца, внешний вид которого напоминал рыбака. Ретиарий выступал, будучи одетым в тунику или набедренную повязку, его левое плечо было прикрыто бронзовым наплечником, левая рука - наручью из набивной ткани. Другого защитного снаряжения ретиарии не носили и сражались с непокрытой головой. Оружие ретиария состояло из трезубца и сети. В бою они старались набросить сеть на противника, чтобы затем поразить его трезубцем или кинжалом, который держали в левой руке.


Мозаика IV в. из Национального музея в Мадриде, изображающая поединок ретиария Календиона и секутора Астианакса. Нижняя панель изображает начало боя, когда ретиарию удалось набросить свою сеть на противника. Верхняя панель изображает завершение боя. Календион ранен и, протянув руку с кинжалом, умоляет о пощаде. Его противник победил

Обычным противником ретиария являлся секутор, изредка они могли сражаться также против мурмиллонов. Превосходя любого своего тяжеловооружённого противника в подвижности, ретиарии могли выбирать тактику и контролировать темп боя. Обычно они подолгу кружили вокруг своего противника, стараясь вывести его из равновесия и измотать ложными атаками, после которых они сами легко могли спастись бегством. Когда противник выбивался из сил, ретиарий мог перейти к нападению. Свою сеть он использовал, чтобы зацепить противника, вывести его из равновесия, свалить и обездвижить.

Огромное количество упоминаний в источниках и надписей свидетельствует о зрелищности такого рода поединков и их широкой популярности у публики.

Трезубец ретиария

Трезубец ретиария (fuscina или tridens ) вёл свое происхождение от оружия рыбака. Он представлял собой короткое копьё с тремя остриями. На изображениях ретиарии обычно держат его двумя руками: левая вынесена вперед, правая сзади. При таком хвате большая часть ударов должна наноситься в направлении снизу-вверх. К сожалению, до сих пор нет ни одной археологической находки трезубца, поэтому сложно сказать, каковы его размеры. Судя по имеющимся изображениям, острия трезубца были небольшими.

На одном из черепов, найденном на кладбище гладиаторов в Эфесе, были обнаружены следы, оставленные трезубцем ретиария. Расстояние между отверстиями составляет 5 см. Входные отверстия расположены под большим углом. Это означает, что роковой удар был нанесён сверху, когда поверженный противник лежал на земле или стоял на коленях.

Сеть ретиария


Сеть ретиария (rete ) имеет форму круга диаметром около 3 м. По её краям укреплялись свинцовые грузила, чтобы при набрасывании сеть распрямлялась. Ретиарий мог использовать сеть для того, чтобы зацепить и выдернуть из рук противника его меч или набросить сеть на него самого. Крупные ячейки сети легко цеплялись за оружие и предметы экипировки, её было трудно сразу сбросить. Ухватившись за её край, ретиарий мог запутать своего противника, обездвижить или же свалить его с ног. При неудачном броске он мог подтянуть упавшую сеть к себе за верёвку, которая соединялась с его запястьем, после чего предпринимал новую попытку. Чтобы противник, ухватив за веревку, не подтянул к себе его самого, ретиарий имел при себе кинжал, которым мог её обрезать.

Кинжал ретиария

Ретиарий носил за поясом кинжал, который мог использовать как дополнительное оружие, если терял свой трезубец. Этот кинжал мог выглядеть как один из мечей с коротким лезвием 20–30 см длиной, найденных при раскопках гладиаторской школы в Помпеях.

На одном из рельефов с изображением ретиария его кинжал выглядит как четыре острия на одной рукояти. До недавнего времени оружие этой формы считалось измышлением художника. Однако на одной из костей, найденных при раскопках гладиаторского кладбища в Эфесе, был обнаружен след раны, нанесённой четырьмя остриями, который доказывает реальность существования такого оружия.

Наплечник ретиария

Наплечник (galerus ) является одним из характерных элементов военного снаряжения ретиариев. Его они носили на левом плече вместе с наручью из набивной ткани на левой руке. Другие гладиаторы обычно носили наручи на правой руке. Эта особенность позволяла ретиарию более свободно пользоваться правой рукой, чтобы забрасывать свою сеть. Соответственно, имея левый бок более защищённым в сравнении с правым, ретиарий в бою должен был стоять повернувшись к противнику левой стороной.


При раскопках гладиаторской школы в Помпеях было обнаружено 3 чеканных бронзовых наплечника. Один из них, представленный на снимке выше, украшен изображениями краба, якоря, трезубца, а другой - купидонами и головой Геркулеса. На третьем изображены военные трофеи. Высота наплечника - 30–35 см, ширина - около 30 см, вес - 1,2 кг. Широкие поля делают наплечник более похожим на небольшой щит, который обеспечивал определённую защиту голове, лицу, шее и верхней части груди при ударах сверху вниз и справа налево.

Фракиец


Фракийцы стали выступать в гладиаторских состязаниях по крайней мере начиная с I века до н. э., когда римляне впервые столкнулись с ними в ходе войн на Балканском полуострове. Со временем сложился характерный для фракийцев комплекс вооружения, который включал закрытый шлем с широкими полями, наручь для правой руки и пару высоких поножей. В левой руке фракийцы держали небольшой прямоугольный, реже круглый, щит, в правой - меч с кривым лезвием.

На арене гладиаторы-фракийцы обычно сражались с мурмиллонами или гопломахами, имевшими сходное с их собственным вооружение тяжёлого типа. Вооружённый менее громоздким щитом, фракиец обладал более высокой подвижностью в сравнении с мурмиллоном и мог навязывать ему темп и тактику боя. В отличие от гопломаха, державшего своего противника на длинной дистанции, фракиец стремился сойтись с ним грудь в грудь. В тесной схватке кривой клинок позволял ему обманывать противника, очень быстро менять направление атаки, а также подрезать слабо защищённые обратные части рук и ног.

Хитрость и коварство фракийцев неоднократно отмечались в литературных памятниках. Их знаменитым сторонником был император Калигула, правивший в 37–41 годах.

Шлем фракийца

Шлем гладиатора-фракийца легко идентифицируется на основе большого количества имеющихся изображений. Конструктивно он схож с шлемом мурмиллона и представляет собой наголовье с широкими полями и большими нащёчниками, полностью закрывающими лицо владельца. Для обзора и дыхания в верхней части нащёчников имелись большие отверстия, снаружи закрытые подвешенной на шарнирах или штифтах ажурной решёткой. Поверхность шлемов покрывалась чеканными изображениями и гравировкой на мифологические сюжеты.

Фрагмент украшения гребня шлема гладиатора-фракийца, выполненный в виде грифона

Отличительной особенностью шлемов фракийцев являлся высокий плоский гребень, украшенный головой грифона. Украшением шлема также являлись перья, визуально увеличивавшие рост воина и придававшие ему нарядный вид.

Щит фракийца

Гладиаторы-фракийцы вооружались прямоугольным, реже круглым, щитом (parma ), имевшим меньший размер, чем у их противников. Конструктивно он был устроен также, как и большой щит секуторов, провокаторов и мурмиллонов, и состоял из нескольких слоёв деревянных планок, проклеенных перпендикулярно по отношению друг к другу. Снаружи щит обклеивался холстом, затем кожей, и, наконец, богато расписывался. Варианты украшений можно наблюдать на примере многочисленных мозаик римского времени. Такой щит предоставлял хорошую защиту верхней части корпуса бойца.

Недостаточную защиту нижней части живота и бёдер приходилось компенсировать широким поясом и набедренниками. Благодаря небольшому весу своего щита фракиец неизменно превосходил своего тяжеловооружённого противника в подвижности и мог навязывать ему время и дистанцию боя.

Меч фракийца (сика)

Гладиаторы-фракийцы вооружались кривым мечом (sica ), который вёл происхождение от однолезвийных изогнутых клинков, распространённых в течение III–II веков до н. э. на севере Балканского полуострова. Длина оригинальных находок этого оружия колеблется в пределах 40–50 см, ширина - 4 см. Прямая рукоять сики была вытянута из клинка и с обеих сторон обложена деревянными щечками. Вогнутое лезвие сики обладало прекрасными режущими свойствами.


При раскопках римского лагеря Обераден в Германии был обнаружен деревянный меч с клинком изогнутой формы. Длина клинка - 30 см, эфес и рукоять имеют характерную римскую форму. Наиболее вероятно, что деревянный меч являлся тренировочным оружием и был потерян при эвакуации лагеря в 8 году до н. э.

Поножи фракийца

Гопломахи и фракийцы использовали одинаковые поножи, о которых подробнее рассказывается в разделе, посвящённом гопломаху.

Мурмиллон


Мурмиллон - тип тяжеловооружённого гладиатора, который в I веке н. э. пришёл на смену более раннему галлу. Защитное вооружение мурмиллона включало большой прямоугольный щит, закрытый шлем с высоким султаном из перьев и стилизованным изображением рыбы на гребне, наручи на правой руке, поножи на левой ноге. В бою мурмиллон сражался коротким прямым мечом. Такое же снаряжение носили и секуторы, которые отличались от мурмиллонов лишь другим типом шлема.

Основным противником мурмиллонов были столь же тяжеловооружённые фракийцы и гопломахи. По словам Квинтилиана, им также приходилось сражаться с легковооружёнными ретиариями, но изобразительные источники эту информацию не подтверждают.


Часть рельефа с погребального склепа Гая Лузия Сторакса (25 – 50 годы н.э.) с изображением поединка гладиаторов. В центре изображены два мурмиллона, по сторонам - двое фракийцев

Тяжёлое снаряжение, общий вес которого составлял 15–18 кг, требовало от бойца развитых мышц рук и плеч, просто необходимых, чтобы сражаться тяжёлым щитом и мечом. Победа в бою и сама жизнь мурмиллона зависели от его выносливости, поскольку сражаться ему приходилось с врагами, снаряжение которых было лучше приспособлено для нападения, чем его собственное. С другой стороны, большой щит давал ему значительные преимущества в обороне.

Знаменитым сторонником мурмиллонов являлся император Домициан (81–96 гг.).

Шлем мурмиллона

Гладиаторские шлемы (galea ) известны по большому числу изображений и археологических находок. Большинство последних было сделано при раскопках гладиаторской школы в Помпеях. Они подразделяются на два больших типа - с полями и без полей. Каждый из них, в свою, очередь, делится ещё на два подтипа.

Принадлежавшие мурмиллонам шлемы легко идентифицируются на основе большого количества рельефных и мозаичных изображений. Эти шлемы имеют широкие поля, горизонтальные и почти плоские по всему периметру в ранних моделях и поднимающиеся спереди в виде арки - в более поздних. Сверху купол шлема украшен массивным коробчатым гребнем, в который вставлялся пышный султан из перьев или конской гривы. К нижней части обода шлема с боков на шарнирах подвешивалась пара больших нащёчников, закрывавших не только скулы, но также и лицо его владельца. Спереди нащёчники смыкались друг с другом, образуя закрытое забрало. Их нижняя часть была выгнута вперёд для защиты горла. Для обзора в нащёчниках имелись большие отверстия, закрывавшиеся снаружи пластинами-решётками.

Все гладиаторские шлемы изготовлены из бронзы толщиной 1–1,5 мм. Поверхность шлемов обильно украшалась чеканными изображениями и гравировкой. Часть поверхности шлема могла покрываться позолотой или серебром или лудилась оловом для его имитации. Вес шлема варьируется от 3,8 до 5 кг, что примерно в два раза выше веса солдатского шлема. Правда, легионерам приходилось носить свой шлем на протяжении всего дня, а гладиатор надевал его лишь перед боем, который продолжался 10–15 минут.

Щит мурмиллона

Секутор, мурмиллон и провокатор вооружались большим прямоугольным щитом выпуклой формы (scutum

Поножи мурмиллона

Меч мурмиллона

Провокатор


Провокаторы («бросающие вызов») упоминаются уже в позднереспубликанский период. Они представляли собой тяжеловооружённый тип гладиатора, снаряжение которого напоминало секутора. Провокатор носил большой прямоугольный щит, шлем без гребня, сначала открытый, затем полностью закрытый, металлическую или мягкую наручь на правой руке и укороченную бронзовую поножь на левой ноге. Особенностью его снаряжения являлся небольшой нагрудник прямоугольной или скруглённой формы. Оружием провокатора был короткий прямой меч. На арене провокаторы обычно сражались друг против друга. Лишь одна дошедшая до нашего времени надпись свидетельствует о бое провокатора с мурмиллоном.

Шлем провокатора

Из рельефов I века до н.э. - начала I века н.э. можно сделать вывод, что вначале провокаторы сражались в шлемах открытого типа с нащёчниками, прикреплявшимися на шарнирах к нижней части обода шлема для защиты лица, и широким назатыльником для защиты шеи и верхней части спины. Такая форма напоминала армейский шлем, который носили в это время римские легионеры. Затем в первой половине I века н. э. в подражание шлемам других гладиаторских типов нащёчники провокаторов увеличились так, что стали полностью закрывать лицо. Спереди они смыкались друг с другом и фиксировались специальной обоймой, образуя закрытое забрало. Чтобы боец мог что-либо видеть, в таком шлеме проделывалась пара круглых отверстий диаметром 8 см, которые снаружи закрывались круглыми пластинами-решётками.

От шлемов, которые носили мурмиллоны и фракийцы, шлем провокатора отличает отсутствие широких полей. Лишь спереди к лобной части шлема приклёпывался козырёк. С другой стороны, от конструктивно сходных с ним шлемов секуторов его отличает большое число украшений и выступающих деталей, например, боковых трубок для крепления перьев.

Нагрудник провокатора

Как правило, гладиаторы выступали на арене с обнажённым торсом, что давало им возможность продемонстрировать публике фигуру и поиграть рельефной мускулатурой груди и плеч. Лишь на некоторых рельефах тяжеловооружённые провокаторы изображены носящими на груди небольшую пластину прямоугольной формы для защиты области сердца. Эта деталь экипировки известна лишь по изображениям, ни одного экземпляра нагрудника до сих пор не обнаружено.

Щит провокатора

Секуторы, мурмиллоны и провокаторы вооружались большим прямоугольным щитом выпуклой формы (scutum ), об устройстве которого подробнее рассказывается в разделе, посвящённом секутору.

Поножи провокатора

Секуторы, мурмиллоны и провокаторы использовали похожие поножи, о которых подробнее рассказывается в разделе, посвящённом секутору.

Меч провокатора

Секуторы, мурмиллоны и провокаторы использовали одинаковые мечи, о которых подробнее рассказывается в разделе, посвящённом секутору.

Наручи

Наручи (manica ), которые носили гладиаторы, а также используемые ими набедренники и наголенники могли изготавливаться как из листовой бронзы, так и из набивной и простёганной в несколько слоёв ткани. Ввиду отсутствия материальных остатков этих предметов экипировки, их конструкция и покрой до сих пор остаются предметом дискуссий.

Судя по всему, набитая ткань, используемая для изготовления такого рода доспехов, была достаточно толстой. Во всяком случае, поэт Ювенал, описывая руки и ноги гладиаторов, заключённые в мягкие доспехи, уподобляет их виду толстой деревянной колоды. Такими же они выглядят на мозаиках и фресках, изображающих гладиаторов. Чтобы доспехи плотно сидели на своём месте, их приходилось затягивать при помощи шнуровки и дополнительно фиксировать ремешками.


В качестве средства боевой защиты от оружия противника мягкие доспехи были достаточно эффективными. Они защищали своих владельцев как рубящих ударов, так и от уколов острия меча. Кроме того, они придавали бойцам экзотический вид, что соответствовало эстетике зрелищ.

Строго говоря, однозначных свидетельств, указывавших на материал гладиаторских наручей нет. Дискуссия о том, изготавливали ли их из мягкой набивной ткани или металлических пластин, продолжается до сих пор. Один из аргументов сторонников первой версии состоит в том, что при раскопках гладиаторских казарм в Помпеях было найдено множество элементов снаряжения, но наручей найдено не было. Их противники указывают на то, что мелкие пластины, из которых собирались эти доспехи, могли просто не быть узнанными. Одним из аргументов в пользу металлических наручей является ряд находок последних при раскопках военных складов I–II веков., прежде всего в Ньюстеде и Карлайле. Если найденные там наручи могли носить солдаты, гладиаторы теоретически также могли их использовать.


Конструктивно римские наручи представляли собой ламинарную броню, в которой металлические полосы, набранные вертикально, соединялись друг с другом путём наклёпывания или нанизывания их на кожаные ремни. Полосы должны были быть точно рассчитанной воронкообразной формы. Набегая друг на друга, они составляли чрезвычайно гибкое, эластичное покрытие, не сковывавшее движения.

Набедренная повязка

Набедренная повязка (subligaculum ) являлась обычной римской нижней одеждой. Она представляла собой треугольный кусок ткани с длиной каждой стороны около полутора метров. Два конца, соответствующие углам у основания треугольника, связывали узлом на животе. Третий конец пропускали между ног и протаскивали под узлом, образованным другими двумя концами, так, чтобы он свисал наподобие передника. Сверху набедренная повязка фиксировалась широким кожаным поясом, который, в свою очередь, застёгивался при помощи крючков или простой шнуровки. Судя по фрескам и мозаичным изображениям, набедренная повязка была ярких цветов, возможно, её также украшали вышивкой.

Хотя в большинстве имеющихся изображений гладиаторы представлены облачёнными лишь в набедренную повязку, оставляющую открытыми торс и бедра, в некоторых случаях гладиаторы выходили на арену в туниках.

Слово «гладиатор» произошло от латинского «gladius», т. е. «меч». В Древнем Риме гладиаторами называли военнопленных и рабов, которые были специально обучены для вооруженной борьбы друг с другом на аренах амфитеатров. Гладиаторы Рима боролись на публике, пока один из них не упадет замертво. Поединки изначально устраивались в дни самых больших религиозных праздников, а потом превратились в самое популярное зрелище, нацеленное на увеселение простых граждан. Традиция таких сражение сохранялась более чем 700 лет.

История появления

Обычай проведения подобных боев пришел в Древний Рим от этрусков, у которых такие битвы носили чисто религиозный характер, а убитые считались жертвоприношением богу войны Марсу.

Военнопленные и приговоренные к казни - вот кто такие гладиаторы в самом начале зарождения этого явления. По римским законам они имели право принимать участие в боях, а в случае победы на выигранные деньги могли выкупить свою жизнь. Бывали также случаи, когда граждане, отказавшись от свободы, решали принять участие в таких сражениях в погоне за народной славой и деньгами.

Первые бои

Дебютным сражением гладиаторов в Древнем Риме считается поединок трех пар участников, который был устроен в 264 году до н. э. во время поминок по Бруту Пери. Популярной такая забава стала через 50 лет, когда 22 пары бестиариев в течение 3 дней радовали жителей на похоронных игрищах, организованных в честь триумвира Марка Эмилия Лепида. В 105 году до н. э. уже каждый ребенок знал, кто такие гладиаторы, благодаря неустанным попыткам трибунов, нацеленным на увеселение римской черни, которая к этому времени была уже практически сформирована как социальный пласт. Гладиаторские бои были официально признаны публичной забавой.

Вскоре турниры, длившиеся по нескольку дней, в которых принимало участие множество гладиаторов, уже не были новинкой. Появились люди, для которых такие бои стали ремеслом, их называли ланистами. Суть их деятельности состояла в том, что они посещали невольничьи рынки, где находили физически крепких рабов, желательно военнопленных или даже преступников. Приобретя такого невольника, они обучали его всем особенностям сражений, необходимым во время боя на арене, а потом сдавали в аренду организаторам зрелищ.

Подготовка к боям

Во время учебы за гладиаторами тщательно ухаживали, сытно кормили, а их лечением занимались самые подготовленные врачи.

Подтверждением этого может служить тот факт, что известный древнеримский врач Гален длительное время работал в Великой императорской школе, где они и обучались. Спали бойцы попарно в небольших помещениях размером 4-6 кв. м.

Они ежедневно занимались интенсивными тренировками, длившимися с утра до вечера. В обучении новичков принимали участие уже состоявшиеся гладиаторы Рима, которые учили своих воспитанников фехтованию. На начальном этапе тренировок новичок должен был научиться совершать сильные точные удары в грудь и голову противника, не пренебрегая своей обороной. Для укрепления мышц на следующем этапе использовалось уже железное оружие гладиатора, вес которого специально был в два раза больше, чем у боевого вооружения.

Когда новичок постигал все азы боевого искусства и был готов к настоящим сражениям, его, в зависимости от умений и физической подготовки, определяли в соответствующую группу.

Вознаграждение

Гладиаторами становились не только из-за давления со стороны рабовладельца, но и абсолютно добровольно, желая приобрести славу и материальные блага. Несмотря на все недостатки такой профессии, простой, но крепкий мужчина, будучи представителем низшего сословия, имел реальный шанс разбогатеть.

Хотя вероятность умереть на песке арены, залитом кровью, была намного выше, многие шли на риск, возможно, даже мало осознавая, кто такие гладиаторы и какова их судьба. Самые счастливые из них, кроме любви римской черни, а часто и знатных женщин, получали серьезные денежные призы от поклонников и организаторов боев. К тому же римские зрители часто бросали победителю на арену, особенно если он был любимчиком публики, деньги, драгоценности и другие ценные мелочи, которые также являлись немалой долей его доходов.

Церемония открытия боев

Обряд открытия боев был впечатляющим зрелищем для всех собравшихся. Организатор игр на колеснице или пешком, окруженный множеством друзей, объезжал или обходил всю арену под восторженные крики зрителей, которые уже предвкушали запах крови. Затем на арене приходил парад всех участников предстоящего турнира. На них был надет шлем гладиатора и прочее обмундирование. Публика, приветствуя своих фаворитов, буквально неистовствовала.

Затем гладиаторы останавливались напротив императорской ложи, выставив правую руку вперед с криками: «Цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя!». После этого они отправлялись в помещение под трибунами, где и проводили время в ожидании своего выхода.

Гладиаторский театр

Все сражения проходили по-разному, случались парные поединки или противостояние сразу нескольких десятков участников. Но иногда на арене разыгрывались целые представления, которые популяризировал Юлий Цезарь. За считанные минуты создавались грандиозные декорации, изображавшие стены Карфагена, а гладиаторы, вооруженные и одетые как легионеры и карфагеняне, имитировали штурм города. Либо на сцене появлялся целый "лес" срубленных деревьев, а бестиарии изображали нападение легионеров из засады.

Кто такие гладиаторы в этом действе? Воины или актеры? Они совмещали функции и тех, и других. Фантазия режиссеров-постановщиков не знала границ. Хотя римлян уже сложно было чем-то удивить, императору Клавдию это удалось. Он устроил инсценировку морского боя такого масштаба, что ни один посетитель не мог себе представить, и впечатлил всех жителей Вечного города.

К началу IV века бои гладиаторов стали постепенно сдавать позиции. Это были времена, когда изнемогала под тяжелым гнетом атакующих варварских племен. Такое положение дел только ухудшалось из-за экономического кризиса, а организация боев была довольно дорогим удовольствием.

Хотя некоторое время сражения еще продолжались, но с меньшим размахом, а вскоре их официально запретили. Уже никто не кричал с трибун «Хлеба и зрелищ!» и не приветствовал императора, а через 72 года Римская империя была разрушена.

74 год до нашей эры

74 год до нашей эры. Римская знать ведёт праздную и расточительную жизнь, а бедняки требуют хлеба и зрелищ. Под зрелищами понимались как раз бои гладиаторов, чья смерть была лишь поводом для потехи толпы. Аристократы и плебеи жадно смотрели на кровавые представления, в то время как рабы, не желавшие такого позорного конца, решились бросить вызов судьбе. Благо в их среде появился вдохновитель, имя которого вскоре навлекло страх на весь Рим.

Спартак был родом из Фракии, которая располагалась на территории нынешней Болгарии. Очень возможно, что происходил он из знатного рода, иные исследователи даже полагают, что из царского. Это является достаточно дискуссионной теорией, однако она имеет право на существование.

Фракия в былые века была достаточно процветающим государством, но многочисленные набеги вооружённых соседей значительно ослабили её. Во время нападения римлян Спартак и оказался в плену.

Пленный фракиец

Пленный фракиец был обречён на наёмную службу в римских войсках. Не желая сражаться на стороне завоевателей родины, он бежал. Побег оказался неудачным, и Спартака ожидал один из двух вариантов: либо казнь, либо участь раба-гладиатора. Чаша весов судьбы склонилась в сторону второго.

Это был, по сути, тот же смертный приговор, только отсроченный. Каждый бой мог стать последним. А мириться с позорной смертью на окровавленной арене было не в натуре молодого фракийца. Благодаря незаурядному уму Спартак изначально стал лидером среди своих товарищей по несчастью в гладиаторской школе Капуи. Постепенно возник заговор с целью побега. Вооружившись кольями, камнями и захваченными на кухне ножами, мятежники заставили стражу отступить.

Восстание рабов

Бежавшие рабы укрылись на вершине Везувия. Очень быстро власти прознали о побеге, были высланы отряды под командованием Гая Клавдия, которые окружили гору. Но восставшим удалось осуществить план, предложенный Спартаком: они спустились по опасному склону при помощи лестниц из стеблей дикого винограда. Клавдию был нанесён сокрушительный удар, восстание начало набирать обороты.

Бывшие гладиаторы двинулись в сторону Альп. По дороге к ним присоединялись другие рабы, бедные крестьяне, пастухи. Постепенно число участников восстания достигло 70 тысяч человек. Спартак проявил себя как незаурядный полководец, построив из восставших армию по римскому образцу. Греческие и римские писатели, отнюдь не симпатизировавшие мятежу, отмечали мужество и благородство вождя восстания. Он запрещал грабежи и насилие над мирными жителями, а с пленными римлянами обращался достаточно великодушно.

И вот отряды восставших дошли до подножия Альп. Путь к свободе никогда ещё не был так близок. До сих пор неясно, почему Спартак решил повернуть обратно – возможно, уроженцы Рима не хотели покидать свою родину. Могли быть и честолюбивые планы построить республику свободных людей. Теперь путь армии Спартака лежал по направлению к Сицилии.

Марк Лициний Красс

А Рим не дремал, и против повстанцев начала собираться целая армия, во главе которой встал Марк Лициний Красс. Он уже завоевал славу самого богатого человека Римской Империи, наживаясь на казнях и конфискациях имущества. Но ему этого было мало: он жаждал славы, почестей и мечтал о триумфальном шествии в свою честь. Победа над мятежниками могла бы превратить честолюбивые планы в реальность.

До того, как двинуться на войска Спартака, Красс не потерпел ни одного поражения. Но первое же столкновение с восставшими рабами закончилось для римлян настоящим позором. Солдаты бежали, многие побросали оружие – так велик был их страх перед одержимыми местью рабами.

По доблести и отваге Красс значительно уступал Спартаку, но бесспорно превосходил фракийского гладиатора в одном: в жестокости. Узнав о поражении своего войска, Красс совершенно хладнокровно отдал приказание казнить каждого десятого. Жребий мог пасть не только на дезертиров, но и на тех, кто храбро сражался, однако Красса это нисколько не трогало. Ему было важно заставить воинов бояться своего военачальника больше, чем Спартака.

Жестокость Красса

Жестокость Красса шокировала даже его сторонников – ведь подобные дисциплинарные меры в римской армии были отменены очень давно. Было ясно, что ради победы он не остановится ни перед чем.

К тому времени войска Спартака прошли через всю Италию и достигли пролива, отделявшего от материка Сицилию. Были планы перебраться на остров, но им не сужден было осуществиться. Впереди было новое испытание: по приказу Красса был вырыт глубокий ров и построен высокий частокол. Спартак и его армия оказались в ловушке, из которой удалось выбраться с огромным трудом.

Усугубили ситуацию разногласия в лагере восставших, немало отрядов отделились от войска. Если бы Спартак проявил жестокость, ему, возможно, удалось бы предотвратить ослабление своей армии. Но он отличался мягкостью характера, о чём сообщали античные историки. Возможно, что именно благородство его погубило.

Раненый Спартак

Ничего не оставалось, как принять последний бой. От него зависело всё, и руководитель восстания прекрасно это понимал.

Красс желал захватить вождя повстанцев живым. Спартак, даже раненый в бою, продолжал сражаться – один против нескольких десятков римских легионеров. В этой схватке он был изрублен и даже мертвым не достался врагу. По свидетельству римских историков, Спартак пал в битве с оружием в руках как великий полководец, показав пример редкостной доблести.

Уцелевшие в битве повстанцы были распяты вдоль дороги из Рима в Капую. Много дней были слышны стоны казнённых, вдоль страшной изгороди из крестов многие опасались ходить. На это и рассчитывал Красс – важно было показать, что ждёт тех, кто восстаёт против принятых в Риме порядков.

Смерть Марка Лициния

Так в 71 году до нашей эры закончилось эпопея, начатая гладиатором из Фракии. Жизнь в Риме вроде бы снова потекла своим чередом, но тень прошедших событий витала над всей дальнейшей историей. До падения империи было ещё далеко, но всё же оно неотвратимо приближалось. Не исключено, что восстание отчаявшихся рабов стало для Рима началом конца.

Красс не удостоился того триумфа, к которому стремился. Более того: ему пришлось разделить славу подавителя восстания вместе с Цезарем и Помпеем. А конец Марка Лициния был незавидным: во время одного из неудачных походов он был бесславно убит. Но этого его врагам показалось недостаточно. Зная о его алчности, они залили ему в горло расплавленное золото.

Наталья Наумова, Samogo.Net

Гладиаторы (лат. gladiator, от gladius — меч) — в Древнем Риме — военнопленные, осуждённые преступники и рабы, специально обученные для вооруженной борьбы между собой на аренах амфитеатров. Гладиаторы Древнего Рима обычно сражались на публике до смерти. Поединки римских гладиаторов устраивались сначала в дни наиболее значительных религиозных праздников, а затем превратились в наиболее популярное увеселение простых граждан. Традиция боёв гладиаторов сохранялась на протяжении более чем 700 лет.

Жизнь гладиатора в большинстве своём была короткой и полной постоянного страха за свою жизнь и риска, без которого сама жизнь наверное была бы не возможной. судьбу каждого гладиатора вершил бой, уже после нескольких боёв было понятно, ожидает ли бойца будущее и вознаграждение, или бесславная кончина в расцвете сил. Для современного человека совершенно не понятно, как при таком образе жизни (см. образ жизни гладиатора) и работе на износ, некоторые бойцы выигрывали бой за боем и могли побеждать в яти, десяти боях подряд.

Гладиаторские бои были переняты римлянами у греков, этруссков и египтян и приняли религиозный характер жертвоприношения богу войны Марсу. В начале гладиаторами являлись военнопленные и приговорённые к смертной казни. Законы древнего Рима позволяли им участие в гладиаторских боях. В случае победы (на полученные деньги) можно было выкупить свою жизнь. Были случаи, когда граждане, отказавшись от имеющейся у них свободы, вступали в гладиаторы в погоне за славой и деньгами.

Для того чтобы стать гладиаторами, необходимо было принять присягу и объявить себя «юридически мёртвыми». С этого момента бойцы вступали в другой мир, где царили жестокие законы чести. Первым из них — было молчание. Гладиаторы объяснялись на арене жестами. Второй закон — полное соблюдение правил чести. Так, например, гладиатор, упавший на землю и сознающий своё полное поражение, был обязан снять защитный шлем и подставить горло под меч противника или же вонзить свой нож в собственное горло. Конечно, аудитория могла всегда предоставлять милосердие тем гладиаторам, которые отважно сражались и нравились публике, однако такое помилование случалось крайне редко.

«Мы жертвуем живыми, чтобы накормить мертвых» — так император Каракалла в III веке нашей эры сформулировал идейную основу гладиаторских боев, вместе со звериными травлями ставших самым кровавым и жестоким зрелищем в истории человечества. Согласно римским верованиям, которые они, в свою очередь, заимствовали у этрусков, зверства должны были умиротворить души умерших. В древности это было высшей честью, которую могли воздать знатному предку благодарные наследники.

Впрочем, поначалу этот этрусский обычай достаточно медленно укоренялся в жизни римлян времен ранней Республики, может быть, потому что им приходилось много работать и много воевать, и в качестве развлечений они предпочитали атлетические состязания, конные скачки, а также театральные представления, разыгрывающиеся непосредственно в толпе отдыхающих. Тогда римлян никак нельзя было назвать любителями созерцания предсмертных конвульсий и стонов раненых, так как этого более чем хватало в их повседневной полувоенной жизни.

Но энтузиасты находятся в любом деле, и в 264 году до н.э. на Коровьем рынке Рима во время поминок по Бруту Пере, устроенных его сыновьями Марком и Децимом, состоялся поединок трех пар гладиаторов (от латинского слова «gladius» — меч). Но лишь спустя еще почти 50 лет это зрелище получило определенный размах: уже 22 пары гладиаторов на протяжении 3 дней услаждали взоры жителей на погребальных играх, устроенных в память о дважды консуле Марке Эмилии Лепиде тремя его сыновьями. И только в 105 году до н.э. благодаря неустанным заботам народных трибунов об увеселении римской черни, уже начавшей формироваться как социальный класс, гладиаторские бои были введены в число официальных публичных зрелищ. Так джинн был выпущен из бутылки…

К исходу II века до н.э. бои, длившиеся несколько дней подряд при участии не одной сотни гладиаторов, не удивляли уже никого. Появились и люди, для которых содержание и обучение гладиаторов стало профессией. Они назывались ланистами. Суть их деятельности заключалась в том, что они находили на невольничьих рынках физически крепких рабов, причем желательно военнопленных и даже преступников, выкупали их, обучали всем премудростям, необходимым для выступлений на арене, а затем сдавали в аренду всем желающим устроить гладиаторские бои.

И все же основную массу профессиональных бойцов арены составляли выходцы из гладиаторских школ. Во времена правления Октавиана Августа (около 10 года до н.э.) в Риме существовало 4 императорские школы: Большая, Утренняя, где готовили бестиариев – гладиаторов, сражавшихся с дикими зверями, школа Галлов и школа Даков. Во время обучения в школе всех гладиаторов сытно кормили и квалифицированно лечили. Примером тому может служить тот факт, что знаменитый древнеримский врач Гален долгое время работал в Большой императорской школе.

Спали гладиаторы попарно в небольших каморках площадью 4-6 кв.м. Тренировки, продолжавшиеся с утра и до вечера, были очень интенсивными. Под руководством учителя, бывшего гладиатора, новички обучались фехтованию. Каждому из них давали деревянный меч и щит, сплетенный из ивы. Удары отрабатывались на вкопанном в землю деревянном колу высотой около 180 см. На начальном этапе обучения «курсант» должен был овладеть умением наносить сильные и точные удары в воображаемые грудь и голову противника, а также не раскрываться при обороне. Для укрепления мышц следующее после деревянного железное учебное оружие специально делалось в 2 раза тяжелее боевого.

Когда новичок в должной степени постигал азы боевого искусства, его, в зависимости от способностей и физической подготовки, распределяли в специализированные группы того или иного типа гладиаторов. Самым старым, классическим типом, просуществовавшим до конца Республики, были самниты, названные так по имени народа, хоть и покоренного римлянами, но нанесшего последним несколько военных поражений, за что и были практически истреблены в I веке до н.э. И, тем не менее, именно их вооружением римляне и снабдили своих первых гладиаторов. Оно состояло из большого прямоугольного щита, шлема с высоким гребнем и султаном из перьев, короткого прямого меча и поножи на левой ноге. В начале нашей эры название «самнит» заменилось на секутора (преследователя), хотя вооружение оставалось прежним. На них очень походили гопломахи, с той разницей, что их щиты были большими и круглыми.

Соперниками гопломахов и секуторов были, как правило, ретиарии – представители одного из самых технически сложных видов этого «спорта». Ретиарии получили это название от своего главного орудия – сети (от лат. – «rete») с тяжелыми грузилами по краям. Задачей ретиария было метнуть сеть так, чтобы опутать противника с головы до ног, а затем уже прикончить его трезубцем или кинжалом. Ни шлема, ни щита у ретиария не было – ему приходилось рассчитывать только на собственную ловкость. В эту группу брали наиболее быстрых и координированных новичков.
Франкийцы были вооружены маленьким круглым щитом, небольшим изогнутым мечом, поножами на обеих ногах, железным нарукавником на правой руке, шлемом с забралом со множеством отверстий, закрывавшим все лицо.

На шлемах галлов, или мурмиллонов (от лат. «murma» – рыба) изображалась рыба, а их вооружение соответствовало галльскому. Часто противниками мурмиллонов выступали ретиарии, напевавшие во время схватки песенку, придуманную в давние времена: «Я ловлю не тебя, я ловлю рыбу. Почему ты убегаешь от меня, галл?». Несколько особняком стояли эсседарии – гладиаторы, сражавшиеся на боевых колесницах. Они были вооружены арканами, пращами, луками и дубинами. Первыми эсседариями были пленные бритты, которых Юлий Цезарь привез из своего не слишком удачного Британского похода.

Наименее способные ученики попадали в андабаты. Они были вооружены только двумя кинжалами, без всякой дополнительной защиты, довершал это снаряжение шлем с двумя отверстиями, совершенно не совпадающими с глазами. Поэтому андабаты вынуждены были сражаться друг с другом практически вслепую, наугад размахивая оружием. Цирковые служители им «помогали», подталкивая сзади раскаленными железными прутами. Публика всегда очень веселилась, глядя на несчастных, а эта часть гладиаторских боев считалась у римлян самой забавной.

Гладиаторы, подобно римским воинам имели свой устав, некоторые историки называют его кодексом чести, но на самом деле это условное название. т.к. изначально гладиатор по определению не свободный человек, а понятия о чести у римских рабов как такового не было. когда человек попадал в гладиаторскую школу, особенно если до этого он был свободным, ему необходимо было для того, чтобы юридически считаться гладиатором, исполнить ряд действий, во многом конечно чисто формальных. гладиаторы давали клятву и принимали присягу на подобие воинской, согласно которой должны были считаться «формально мёртвыми» и передавали свою жизнь в собственность гладиаторской школы в которой жили, учились, тренировались и умирали.

Существовал ряд негласных правил и условностей, которых должен был придерживаться каждый гладиатор и не нарушать их ни при каких обстоятельствах. гладиатор всегда во время поединка должен был хранить молчание – единственный способ, которым он мог контактировать с залом, были жесты. когда гладиатор поднимал вверх указательный палец – это символизировало мольбу о пощаде, если же большой палец был повернут вниз, это символизировало, что боец так тяжело ране, не может продолжать бой и просит добить его, ибо знает, что погибнет и после боя. вторым негласным пунктам было соблюдение неких «правил» достоинства, которые можно сопоставить с правилами самураев. Боец – гладиатор не имел право на трусость и страх смерти. если боец чувствовал, что умирает.

Должен был открыть противнику своё лицо, чтобы тот добил его, глядя ему глаза, или сам перерезать себе горло, сняв шлем и открыв зрителям своё лицо и глаза, и те, должны были увидеть, что в них нет ни капли страха. третьим законом было то, что гладиатор не мог сам выбирать себе противника, очевидно, это было сделано для того, что бы бойцы на арене не сводили свои личные счёты и обиды. выходя на поле, гладиатор до последнего не знал, с кем ему придётся драться.

Среди римских аристократов стало модным иметь своих личных гладиаторов, которые не только зарабатывали хозяину деньги выступлениями, но и выполняли функции личных охранников, что во времена гражданских волнений поздней Республики было чрезвычайно актуальным. В этом отношении всех перещеголял Юлий Цезарь, содержавший одно время до 2 тысяч гладиаторов-телохранителей, составлявших настоящую армию. Надо сказать, что гладиаторами становились не только по принуждению рабовладельца или по приговору суда к арене, но и абсолютно добровольно, в погоне за славой и богатством.

Несмотря на все опасности этой профессии, простой, но крепкий парень с римского социального дна действительно имел шанс разбогатеть. И хотя шансов погибнуть на пропитанном кровью песке арены было куда больше, рисковали многие. Самые удачливые их них, помимо любви римской черни, а случалось, и римских матрон, получали солидные денежные призы от поклонников и устроителей боев, а также проценты от ставок в букмекерских конторах. К тому же римские зрители частенько бросали на арену особенно полюбившемуся победителю деньги, драгоценности и другие дорогостоящие безделушки, что также составляло немалую долю в доходах цирковой звезды. Император Нерон, например, подарил однажды гладиатору Спикулу целый дворец. А еще многие из известных бойцов давали всем желающим уроки фехтования, получая за это весьма приличную плату.

Тем не менее, удача на арене улыбалась совсем немногим – публика хотела видеть кровь и смерть, поэтому гладиаторам приходилось биться всерьез, доводя толпу до неистовства.

Все эти животные в цирках были жертвами градиаторов-бестиариев. Их обучение было гораздо более длительным, нежели классических гладиаторов. Учеников знаменитой Утренней школы, получившей такое название из-за того, что звериные травли проходили по утрам, обучали не только обращению с оружием, но и дрессуре, а также знакомили с особенностями и повадками разных животных.

Древнеримские дрессировщики достигли в своем искусстве невиданных высот: медведи ходили по канату, а львы клали бестиарию под ноги загнанного, но еще живого зайца, обезьяны ездили верхом на свирепых гирканских гончих, а оленей запрягали в колесницы. Этим удивительным трюкам не было числа. Но когда пресыщенная толпа требовала крови, на арене появлялись бесстрашные венаторы (от лат. wenator – охотник), умевшие убивать зверей не только различными видами оружия, но и голыми руками. Высшим шиком у них считалось накинуть на голову льва или леопарда плащ, замотать его, а затем убить зверя одним ударом меча или копья.

Огромной популярностью пользовалось также стравливание животных друг с другом. Римлянам надолго запомнился бой между слоном и носорогом, во время которого слон схватил метлу, которой подметали арену, ослепил ее острыми прутьями носорога, а затем растоптал противника.

Гладиаторские бои проходили по-разному. Бывали поединки единичных пар, а иногда несколько десятков, а то и сот пар сражались одновременно. Порой на арене разыгрывались целые представления, введенные в практику массовых развлечений Юлием Цезарем. Так, за считанные минуты воздвигались грандиозные декорации, изображавшие стены Карфагена, а гладиаторы, одетые и вооруженные, как легионеры и карфагеняне, представляли штурм города. Или на арене вырастал целый лес из свежесрубленных деревьев, а гладиаторы изображали нападение германцев на тех же легионеров из засады. Фантазия режиссеров-постановщиков древнеримских шоу не знала границ. И хотя римлян чем-то удивить было крайне трудно, императору Клавдию, правившему в середине I века, это вполне удалось. Воплощенная по его приказу наумахия (инсценировка морского сражения) была такого масштаба, что оказалась способной поразить воображение всех жителей Вечного города от мала до велика. Хотя наумахии устраивались достаточно редко, так как были очень дорогостоящими даже для императоров и требовали тщательной разработки.

Первую же наумахию провел в 46 году до н.э. Юлий Цезарь. Тогда на Марсовом поле Рима для проведения морской битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В этом представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов. Казалось, более масштабное зрелище устроить уже невозможно, но во 2 году до н.э. первый римский император Октавиан Август после годичной подготовки представил римлянам наумахию с участием 24 кораблей и 3 тысяч солдат, не считая гребцов, которые разыграли битву между греками и персами при Саламине. Побить этот рекорд удалось только императору Клавдию. Для проведения задуманной им наумахии было выбрано Фуцинское озеро, находящееся в 80 километрах от Рима. Никакой другой близлежащий водоем просто не мог вместить 50 настоящих боевых трирем и бирем, экипажи которых составили 20 тысяч приговоренных к арене преступников. Для этого Клавдий опустошил все городские тюрьмы, посадив на корабли всех, кто мог носить оружие.

А чтобы отбить у такого количества преступников, собранных в одном месте, охоту организовать мятеж, озеро было окружено войсками. Морское сражение происходило в той части озера, где холмы образовывали естественный амфитеатр. Недостатка в зрителях не было: около 500 тысяч человек – практически все взрослое население Рима, расположилось на склонах.
Корабли, разделенные на два флота, изображали противостояние родосцев и сицилийцев. Сражение, начавшееся около 10 утра, закончилось лишь в четвертом часу дня, когда сдался последний «сицилийский» корабль. Римский историк Тацит писал: «Боевой дух сражавшихся преступников не уступал боевому духу настоящих воинов». Воды озера были красными от крови, не говоря уж о раненых, только убитых было больше 3 тысяч человек. После сражения Клавдий помиловал всех уцелевших, за исключением нескольких экипажей, уклонившихся, по его мнению, от боя. Публика же была в совершеннейшем восторге от увиденного. «Переиграть» Клавдия никому из последующих императоров уже не удалось. Не случайно его смерть оплакивал буквально весь город, ведь он, как никто другой, возможно, за исключением Нерона, умел развлечь публику. И пусть за время своего правления Клавдий показал себя далеко не блестящим государственным деятелем, это не мешало ему быть едва ли не самым почитаемым в народе императором.

Именно гладиаторские бои, проводимые на аренах цирков, были ежедневным и любимым зрелищем римлян, прекрасно разбиравшихся в нюансах рукопашных схваток.

Публика внимательнейшим образом следила за ходом поединка, отмечая малейшие изменения в действиях сражающихся гладиаторов.

Если один из них во время поединка был тяжело ранен, он мог бросить оружие и поднять вверх руку – этим жестом он просил зрителей о пощаде. Если публике нравилось, как он сражался, то люди поднимали вверх большие пальцы рук или просто махали платками, крича при этом «Отпусти!». Если же не нравилось, то зрители опускали большие пальцы книзу, вопя «Добей!». Вердикт толпы не оспаривался даже императором.

Бывало, что схватка затягивалась, а оба израненных гладиатора долго не могли одолеть один другого. Тогда зрители могли сами остановить поединок и потребовать от эдитора – устроителя игр – отпустить обоих бойцов с арены. И эдитор подчинялся «гласу народа». То же происходило и в том случае, если гладиатор настолько угождал публике своим мастерством и мужеством, что она требовала немедленного вручения ему деревянного тренировочного меча в качестве символа полного освобождения не только от схваток на арене, но и от рабства. Разумеется, касалось это только военнопленных и рабов, но не добровольцев.

До наших дней дошло имя гладиатора Фламмы, во время карьеры которого восхищенные зрители четырежды требовали вручения ему деревянного меча, а он все четыре раза отказывался! Не исключено, что Фламма проявлял столь неслыханное упрямство в погоне за славой и деньгами. Так или иначе, но это ему удалось, он ушел с арены добровольно, более или менее невредимым, причем в довольно зрелом возрасте и будучи обладателем приличного состояния.

Гладиаторские бои были не чужды и образованнейшим людям того времени. Цицерон, например, так оценивал эти игры: «Людям полезно видеть, что рабы могут мужественно сражаться. Если даже простой раб может проявлять мужество, то какими же должны быть римляне? Кроме того, игры приучают воинственный народ к виду убийства и готовят его к войне». Плиний, Тацит и многие другие выдающиеся римские писатели и мыслители были горячими поклонниками цирковых зрелищ. Исключение составлял, пожалуй, только философ Сенека, всячески ратовавший за их запрещение, что не в последнюю очередь привело к его вынужденному самоубийству по приказу его венценосного воспитанника Нерона.
Почти все римские императоры стремились превзойти в грандиозности игр друг друга, чтобы завоевать любовь толпы. Император Тит на открытии Колизея, вмещавшего до 80 тысяч зрителей и сразу ставшего главной ареной Древнего Рима, приказал умертвить разными способами 17 тысяч евреев, десять лет работавших на его строительстве. А император Коммод, прошедший курс обучения в гладиаторской школе, сам сражался на арене. Все его поединки, естественно, заканчивались победами. Впрочем, римляне, не любившие «халтуры» в таком важном деле, довольно быстро заставили его закончить карьеру гладиатора. Хотя войти в летопись игр Коммоду все же удалось – однажды он убил меткими выстрелами из лука пятерых весьма дорогостоящих бегемотов. Император Домициан, будучи виртуозом в стрельбе из лука, любил потешить зрителей, поражая стрелами голову льва или медведя так, чтобы стрелы как будто становились для них рогами. А рогатых от природы животных – оленей, быков, зубров и так далее он убивал выстрелом в глаз. Надо сказать, что римский народ очень любил этого правителя.

Встречались среди римских императоров и весельчаки. С именем Галлиена, например, связана очень забавная история. Одного ювелира, продававшего фальшивые драгоценные камни и приговоренного за это к арене, бестиарии выгнали на середину цирка и поставили напротив закрытой львиной клетки. Несчастный с замиранием сердца ждал неминуемой и притом ужасной смерти, и тут дверь клетки распахнулась, и из нее вышел… цыпленок. Не выдержавший напряжения ювелир упал в обморок. Когда зрители вдоволь насмеялись, Галлиен повелел объявить: «Этот человек обманывал, поэтому и его обманули». Затем ювелира привели в чувство и отпустили на все четыре стороны.

К началу IV века гладиаторские бои и звериные травли стали постепенно приходить в упадок. Это было время, когда некогда Великая Римская империя стала буквально изнемогать под ударами многочисленных «варварских» племен. Положение усугублялось непрекращающимся экономическим кризисом – сами римляне практически не работали, а привозимые товары непрерывно дорожали. А потому у римских императоров того периода хватало забот, помимо устройства дорогостоящих игр. И, тем не менее, они продолжались, хотя уже и без прежнего размаха. Окончательно гладиаторские бои были запрещены за 72 года до падения Римской империи.

Конец кровавым оргиям на арене положила христианская церковь, ставшая в поздней Римской империи серьезной как духовной, так и политической силой. Выдержав страшные гонения в первые 300 лет и потеряв десятки тысяч первых последователей Христа, замученных все на той же арене, церковь в 365 году добилась повсеместного запрета звериной травли в цирках. В 404 году монах Телемах, вмешавшись в сражение гладиаторов, сумел прекратить его ценой собственной жизни. Это событие стало последней каплей, переполнившей чашу терпения императора-христианина Гонория, наложившего на бои официальный запрет.

Для историков по сей день остаётся не прочитанной книгой судьба женщин – гладиаторов. не стоит сомневаться, жестокие нравы того времени могли допустить и такое. в 2000 году все газеты мира провозглашали сенсацию: «найдены останки женщины – гладиатора!». эту, по истине, шокирующую находку сделали британские учёные проводившие раскопки исследования римского периода. если ранее, единственным что доказывало факт того, что женщины не только могли участвовать в сражениях, но участвовали в них, были только гипотезы учёных. изучив тазовые кости и позвоночник, ученые смогли установить с большой достоверностью, что найденные останки принадлежат женщине. проведя сложный анализ определяющий возраст, учёные констатировали факт, что ставки относятся к римскому периоду.

Женщина умерла от многочисленных повреждений, и возможно предполагать, участвовала в схватке с животным. римляне исповедовали язычества, и поэтому природа римской религии не запрещала женщинам «лицедействовать» т.е. перевоплощаться, по средствам театральной игры. впервые женщину в качестве актёра на сцене увидели при нейроне. нейрон восторгался красотой женского тела и привлекал женщин не только к исполнению на сцене песен и театральных актов, но и к настоящим дракам. Постепенно, женщина перекочевала из театра в амфитеатр. Первые в истории гладиаторские бои в честь смерти женщины были проведены после смерти любимой дочери цезаря юлии. существует также информация, что эти игры сопровождались женскими ритуальными танцами, в ходе которых женщины имитировали бой. Конечно, точно никто пока не назовёт имён женщин гладиаторов, причин тому несколько. во-первых, поступая в школу они возможно получали мужские имена, под которым и были похоронены, во вторых, даже читая римских историков, становится понятно, что женские бои были более таинственные и сакральные… а тайны как известно, принято не разглашать.

Выступление женщин – гладиаторов, о котором упоминает светоний в жизнеописании императора домициана (81-96гг.), уже в то время считалось чем-то новым. В цирке устраивались кровавые бои женщин – гладиаторов, в которых участвовали даже женщины из почтенных семейств, что считалось особенно позорным. на 9-том году правления нерона эти бои приняли невероятные масштабы. Было бы совершенно неверным думать, что представительницы нежного пола только в продвинутом и эмансипированном хх веке так упорно стремились присвоить все исконно мужское - манеру поведения, участие в общественной жизни, одежду, профессии, увлечения. такова уж натура женщины, что ей всегда хочется того, что, по идее, ей не должно принадлежать. так что уже древние гречанки прилагали немало усилий (вплоть до риска лишиться жизни), чтоб попасть на запретные для женщин олимпийские игры, а древние римлянки обожали мужские бани и мужской разгульный образ жизни. более того, женщины-гладиаторы иной раз одерживали победу над представителями сильнейшего пола.

Мир менялся, и вместе с ним менялись ценностные ориентации людей. когда римским императором был Константин, христианство крепло и набирало силу. постепенно церковь становилась сильным феодалом, она владела землей и вследствие этого серьёзно влияла на государственную политику.

Сам Константин – великий принял христианство первым среди римских императоров, правда, сделал это за несколько мину перед смертью. вскоре христианство было принято равноправной с римским язычеством религией, а после и вовсе вытеснило языческие представления римлян о богах, и навязала единобожие. на сборе первого же церковного собора было принято решение бороться с кровавыми языческими игрищами. осуждённых высшим удом больше не обрекали на смерть и не бросали на арену с хищными жаждущими крови зверями, вместо этого им инкриминировали принудительные каторжные работы.

Однако, даже после принятия этого эдикта на апеннинском полуострове жрецы, с согласия императора, всё же ещё продолжали организовывать гладиаторские бои. жрецы, хлебом для которых было служение кровавым культом, не хотели расставаться со своими привычными и понятными ритуалами, и с их лёгкой руки гладиаторские бои чуть было не возродились. Однако, в 357 году император Константин второй запретил военнообязанным юношам вступать в гладиаторские школы, а в 399 закрылась последняя из них. но, расстаться с привычкой видеть смерть, живущую в обществе долгое время, было не так-то просто. через пять лет, понадобился новый императорский указ решительно и бесповоротно запрещающий организацию как школ, так и гладиаторских сражений. поводом для этого послужила трагическая гибель христианского послушника в 404 году, некого Телемаха. монах выбежал на арену и пробовал успокоить дерущихся, но вместо этого сам был разорван разъярённой толпой. после этого император Ганорий запретил гладиаторство. навсегда.

«Телемах останавливает гладиаторов». Картина Й. Сталлерта, 1890 год

А в следующий раз я вам расскажу про восстание Спартака.

источники
http://www.mystic-chel.ru/
http://www.istorya.ru/
http://www.gramotey.com/

А я вам напомню вот такую спорную тему: А так же давайте вспомним Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Август 4, 2018

Большинство гладиаторов были осужденными преступниками, попавшими в плен военными или презренными рабами. В неистовом смертельном бою против таких же несчастных, гладиаторы Рима пытались таким способом добыть себе свободу – ведь победитель кровавой схватки, вызывая восторг и уважение развлекающейся публики, мог рассчитывать на снятие наказания и восстановление в правах, если он являлся гражданином.

Наряду с этим, некоторые римские гладиаторы были свободными гражданами, которые рисковали своим правовым и социальным статусом, а самое главное – жизнью ради денег и славы.

Спартак – гладиатор, восставший против Рима

На протяжении столетий это имя, ставшее легендарным, вдохновляло многих политических мыслителей, а образ Спартака многократно использовался в литературе и киноискусстве как символ угнетенных и восставших в борьбе за свободу. Однако ни один исторический документ не указывает на то, что целью поднятого им мятежа, известного как восстание Спартака, было стремление положить конец рабству в Римской республике.

Большинство подробностей из его жизни связано именно с этими событиями и мало что известно о его юности. Греческий биограф и эссеист Плутарх описывает Спартака как «фракийца из кочевого племени», ставшего римским наемником и сражавшегося в Македонии. Железная дисциплина, царившая в римских легионах, подвигла его к попытке побега. Как отмечал древнегреческий историк и философ Аппиано Александрийский, Спартак вскоре был схвачен, признан дезертиром и осужден по римскому военному праву на порабощение. Около 75г. до н.э. он был продан Лентуло Батиато – ланисту, владевшему школой гладиаторов в Капуе, где Спартак сражался на арене амфитеатра Капуано. Спустя несколько лет 70 невольников, недовольные условиями содержания, бежали из школы. Вооруженные прихваченными оттуда кухонными ножами и сельскохозяйственными орудиями, беглецы разбили посланную вдогонку группу римских солдат из местного гарнизона и укрылись на склонах Везувия.

Имевшийся предыдущий военный опыт и знание тактики легионеров обеспечило Спартаку лидерство и первые успехи в боевых столкновениях с регулярными войсками, отправленными Римом для усмирения восставших.

Весной 72г. до н.э. армия Спартака, насчитывавшая уже более 30 тыс. человек, двинулась на север, намереваясь перейти Альпы и покинуть полуостров. Встревоженный мятежом сенат выставил против него восемь легионов хорошо обученных солдат во главе с Лицинием Крассом, который заставил отступить разбитые войска Спартака на юг. По словам Плутарха, римский гладиатор заключил сделку с киликийскими пиратами, чтобы перевезти остатки своей армии на Сицилию, однако те предали его. Последняя битва, в которой Спартак потерпел поражение и был убит, по мнению того же Плутарха, произошла в 71г. до н э. около г. Петелия, в Калабрии.

Гибель Спартака. Гравюра Германа Фогеля (1882)

Гладиатор Крикс

Соратник Спартака, уроженец Галлии, он также являлся одним из лидеров рабов, бежавших из школы ланистов в Капуе. Однако после первых успехов в сражениях с римскими легионами, часть восставших под предводительством Крикса, состоявшая из его соплеменников – галлов и германцев, отделилась от армии Спартака. Некоторые историки утверждают, что это был неправильный тактический ход, предусматривавший отвлечение части римских легионов; другие предполагают, что между двумя лидерами возникли определенные разногласия – Спартак хотел добраться до земель Галлии и распустить войско, в то время как Крикс, преследуя личные цели, намеревался разграбить Южную Италию. Так или иначе, это было началом конца.

Весной 72г. до н.э. консул Луций Геллио Публикола, посланный вслед за армией Крикса, в решающей битве у горы Гарган в Апулии, нанес ему поражение, уничтожив около 30тыс. непокорных рабов. Сам римский гладиатор, будучи раненым в грудь, опустившись на одно колено, дал легионеру возможность отсечь ему голову. По свидетельствам древнеримского историка Тита Ливия (59г. до н.э.-17гг. н.э.), экзекутором был сам претор Квинт Аррий – знаменитый политический деятель и военачальник, который после этого забрал голову Крикса в качестве трофея. Спартак почтил память о бывшем гладиаторе в манере римских аристократов – он устроил похоронные гладиаторские игры, в которых участвовало 300 римских военнопленных, вынужденных сражаться насмерть.

Гладиатричи – отважные женщины-гладиаторы Рима

О женщинах-гладиаторах (gladiatrice) известно немного – в мире существует всего лишь около десятка литературных фрагментов и найденный в Галикарнасе барельеф с эпиграммой, датируемый II веком н. э. и хранящийся сегодня в Британском музее.

Барельеф, найденный в Галикарнасе. I-II вв. н.э.

Впервые о них упоминает в своих трудах древнеримский историк и писатель Публий Корнелий Тацит. Согласно его описанию считается, что первые схватки на аренах между женщинами восходят к 63г. до н.э. Во времена правления Нерона вольноотпущенник Патробиус устроил для императора необычные бои гладиаторов, в которых участвовали женщины. Роскошное действо было приурочено к визиту царя Армении Тиридата I.

Древняя бронзовая статуэтка, изображающая женщину-гладиатора. Музей Искусств в Гамбурге

Одним из доказательств существования женщин-гладиаторов Рима может служить античная бронзовая статуэтка, найденная в запасниках Гамбургского музея искусств археологом университета Гранады Альфонсо Маньясом. Согласно его заключению, в руках изваяния находится сика (sica) – короткий изогнутый кинжал, являвшийся распространенным оружием у фракийцев и даков. Как отмечает сам историк, «появление на арене обнаженных женщин-гладиаторов производило на толпу возбуждающий эффект. Наблюдение за женщинами в нетипичной для них роли стимулировало мужское воображение и либидо».

Согласно некоторым легендам, женский список гладиаторов могла бы возглавить Герардеска Манутиус – двадцативосьмилетняя беглая рабыня, примкнувшая к восстанию Спартака. Обольстительная черноволосая красавица и бывшая куртизанка, она быстро овладела приемами ведения боя и сражалась наравне с мужчинами. После разгрома армии Спартака, плененную Герардеску, как и остальных беглых рабов, ожидала казнь. Однако сам Лициний Красс помиловал женщину, предоставив ей возможность сражаться на арене как римские гладиаторы. По разным свидетельствам, она одержала победу в двух сотнях поединков. Смерть настигла Герардеску на арене в схватке против двух карликов, один из которых подкрался к гладиатриче сзади и заколол ее, вонзив трезубец в спину.

История гладиатора Коммода

Древнеримская мораль требовала, чтобы выходившие на арену гладиаторы Рима были из низших социальных классов общества. Однако несмотря на это, по свидетельствам летописцев некоторые императоры также выступали на публике.

Император Коммод. Часть скульптурной композиции в Капитолийских музеях.Рим

Наиболее известным из них был Коммод (161-192гг.н.э) – восемнадцатый римский император, питавший фанатичную страсть к гладиаторскому бою. Подражая подвигам легендарного Геракла, он появлялся на арене в львиной шкуре, чтобы сразиться с дикими животными и однажды за один день даже убил сотню львов. Тем не менее, знаменитый древнеримский летописец Дион Кассий (155-235гг.н.э.) отмечал, что император был опытным лучником, умеющим поразить из этого оружия бегущего страуса прямо в голову. Обезглавив птицу, Коммод подносил ее голову к первым рядам амфитеатра, где восседали именитые особы и сенаторы. Однако те находили его действия более смешными, чем пугающими и часто жевали лавровые листья, чтобы не выдать себя смехом.

Коммод, будучи левшой, чрезвычайно гордился этим фактом и, выступая в схватках с гладиаторами, всегда побеждал. Однако римляне считали его бои позорными, так как в качестве предполагаемой жертвы на арену попадали больные или люди с физическими недостатками, а также плененные раненые солдаты, что вызывало гнев у военных чиновников Рима. Возможно, в дальнейшем это и послужило причиной убийства Коммода.

Максимус – гладиатор или вымышленный герой

Фильм «Гладиатор» (2000 г.) американского кинорежиссера Ридли Скотта ознаменовал своим выходом на киноэкраны возрождение жанра «pepulum», столь популярного на рубеже 50-60-х годов прошлого века.

Кадр из фильма «Гладиатор» (2000г.)

Однако достоверность фактов, изложенных в блокбастере, может ввести неискушенного в древнеримской истории зрителя в заблуждение. Поэтому хотелось бы отметить, что гладиатор Максимус – вымышленный герой. Его прообразом в киноленте, возможно, являлся Гай Юлий Вер Максимус (лат. – Gaius Julius Verus Maximus), сын римского императора Максиминуса Тракса (173-238гг.) и Цецилии Паолины.

Гладиаторы Рима – история римских бойцов и имена лучших


В продолжение темы:
Питание 

Если узнать, кто изобрел колесо, сегодня вряд ли представляется возможным, то безымянным автор велосипеда не будет. Хотя и этот вопрос однозначного ответа не заслуживает:...

Новые статьи
/
Популярные